Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Чем схожи реставратор и хирург – рассказывает дизайнер СТЗ Виктор Сашников

Пожалуй, в творчестве каждого мастерового человека, жившего когда-либо в Полевском, можно найти работы, посвящённые памяти Павла Петровича Бажова и героям его сказов. Дизайнер Северского трубного завода Виктор Сашников – один из них.

Первой его «бажовской» работой стал эскиз композиции для снежного городка в южной части города, по которому из снега были выполнены четырёхметровые фигуры Данилы-мастера и Хозяйки Медной горы на фоне восьмиметровой снежинки (выполнены П.А. Меняйленко). Было это в 1977 году, и с тех пор Павел Петрович и его герои частенько вдохновляли художника.

Первая “бажовская” работа Виктора Сашникова – фигуры в снежном городке южной части, 1977 г.

Так, эскиз памятника Павлу Петровичу, установленный перед Центром развития творчества, что носит его же имя, был выполнен к 100-летию писателя совместно Николаем Макаровым и Виктором Сашниковым. Позднее памятник был изготовлен в Санкт-Петербурге из невского гранита по макету скульптора Людмилы Кружаловой. Кстати, модели для букв, которыми выложено имя Павла Петровича, сделал однофамилец – Сергей Бажов, модельщик Полевского криолитового завода.

Фигурка новой ящерки у подножия памятника (первая была похищена в начале 80-х годов) – тоже вышла из-под руки Виктора Ивановича. В 2017 году по его эскизу её отлили из бронзы в Первоуральске.

– Когда мастера привезли фигурку и начали установку, оказалось, что я почти угадал с размером и даже позой ящерки – лапки чуть-чуть не встали на прежние крепления, – рассказал художник.

Эта бронзовая ящерка у подножия памятника П.П. Бажову притягивает всех полевских детей – ни один ребёнок не пройдёт мимо, не погладив её.
На фото с ящеркой Вера Жаворонкина

Логотип городского фестиваля «Слово о Полевской земле», различные значки, символика, которую можно найти на грамотах администрации города, а ещё знаменитый флаг, ставший участником флешмоба, запущенного полевчанами-путешественниками в год 300-летия нашего города – бажовская тема стала едва
ли не основной в творчестве Виктора Сашникова.

2019 год. Идёт подготовка к открытию нового выставочного зала «Петровский» и музея «Малахитовая шкатулка» во Дворце культуры СТЗ. Для полевчан и гостей города готовилась уникальная экспозиция, посвящённая творчеству Павла Бажова. Экспонаты нового музея собирались по всей России и даже за рубежом.

Бажов снова врывается в творчество Сашникова. На этот раз художнику предстояли реставрационные работы. По просьбе автора проекта Александра Федосова Виктор Сашников дал новую жизнь десяти будущим экспонатам музея – фигуркам героев бажовских сказов.

– Это было печальное зрелище, – поделился с «Рабочей правдой» Виктор Иванович. – Фигурки прибыли из разных городов, где хранились в разных условиях, кто-то даже мыл их. Вот, к примеру, фигурка Танюшки (на фото ниже). На неё было страшно смотреть, так она была облуплена. Оригинальный цвет её наряда был очень тусклым, мне очень хотелось сделать её радостной. И поэтому её «новое» платье я выкрасил в ярко-жёлтый цвет.

Под его рукой Данила-мастер стал завидным женихом: лицо обрело здоровый оттенок, ржавые пятна с рубашки были удалены, она стала более свежей. Таютке мастер сделал новую ножку – старая была полностью утрачена. На рога и копытца козлика из «Серебряного копытца» он нанёс позолоту, усовершенствовав попытки прежних хозяев, которые пробовали сделать это в домашних условиях.

– Когда я смотрю на повреждённую фигурку, вижу, какой красивой её задумал автор, – рассказывает Виктор Иванович. – Я стараюсь по возможности сохранить её первозданный вид, но при этом освежить образ и показать, что перед зрителем сказочный персонаж.

Хозяйки, пришедшие к Сашникову на реконструкцию, были разные: статная в зелёном сарафане, горделивая в синем, задумчивая в окружении самоцветов… Приходилось искать новые художественные решения, не с каждым автором Виктор Иванович был согласен. А вот керамической Хозяйке дополнил образ короной, которой по задумке автора до этого не было – уж очень она «просилась» сюда (на фото ниже).

До двух-трёх недель уходило у мастера на работу над одной фигуркой. Дело непростое и не быстрое: помыть, просушить, пошкурить, нанести покрытие, снова просушить, прогрунтовать, проклеить… И между каждым из этапов должно пройти время.

Виктор Сашников: – Я работаю с удовольствием. Сегодня такие миниатюрные керамические фигурки снова в моде. Многие состоятельные люди покупают такие на аукционах по 20–30 тысяч рублей. Люди тянутся к прекрасному, и это замечательно.

Помните про живинку в деле у Бажова, как она впереди человека бежит и тянет его за собой? Так и тяга к прекрасному: чем сильнее стремление человека окружить себя красивыми вещами, тем красивее становится мир вокруг нас.

Оксана Жаворонкина

Слева – Хозяйка, прибывшая на реставрацию. Справа – отреставрированная статуэтка.
Виктор Сашников: – Самоцветы у ног Хозяйки были выкрашены в какой-то коричневый цвет и напоминали колья. Красные бусы на зелёном
платье выглядели как пионерский галстук. Поэтому я решил использовать другой оттенок зелёного для бус. Получилось неплохо