Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Чего вам не расскажут на экскурсии в музее «Малахитовая шкатулка»

Народный музей «Малахитовая шкатулка» расположен в Петровском зале Дворца культуры Северского трубного завода. Музей, который создан с нуля. Музей, который задуман как тематический. Музей, в котором каждый экспонат подбирается с любовью. Это не случайные вещи, найденные на заднем дворе или на раскопках. Это музей, где у каждого экспоната своя история, которую вы не услышите на экскурсии. О таком не принято рассказывать.

Подобного рода музеи интересны знатокам, ценителям и посвящённым в тему людям. «Ну кто из нас не видел фарфоровые статуэтки? И что в них такого?» – спросите вы. Сейчас расскажу, на них стоит посмотреть только потому, что добывались они в экстремальных условиях; лишь по прошествии времени рассказывать об этом легко.

Статуэтка “Хозяйка Медной горы”. Работа самого известного фарфориста СССР Петра Михайловича Кожина. Рассвет его деятельности пришёлся на период, когда он работал на Дулёвском фарфоровом заводе. Кожин – непревзойдённый анималист. Его фигурки животных – признанная классика фарфорового жанра. У него две замечательные работы на бажовскую тему «Дары Хозяйки Медной горы». Одна из них – серийная, была почти в каждой советской квартире.

Есть несколько вариантов росписи статуэток. В разные исторические периоды её изображали то в синих, то в зелёных тонах. В нашем музее статуэтка «Дары Хозяйки Медной горы» представлена в пёстром оранжевом платье. Иногда встречается в перламутровом.

Фарфор из Бирмингема. Сервиз с рисунками по мотивам русских сказок. В него, помимо прочего, вошло и «Серебряное копытце» (на фото ниже). Палех выпустил фарфор ограниченной серией. Этот сервиз эмигрировал в Лондон в середине 80-х годов 20-го века. Каждой тарелочке этой серии присвоен номер и выдан «именной» сертификат. Лондон считается самым дальним местом, откуда собраны экспонаты. Но у нас в музее представлены также экспонаты из Мурманска, Владивостока и Хабаровска. География большая

Па́лехская миниатю́ра – народный художественный промысел родом из посёлка Палех Вязниковского уезда Владимирской губернии (ныне Палехский район Ивановской области). Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, картины, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и прочее.

Статуэтка “Хозяйка Медной горы”. Эта работа очень редкая. Фарфор старый, много работ со сколами и трещинами. Можно встретить уже реставрированные и склеенные. Сложно найти работу без какого-либо ручного вмешательства. Стоимость таких статуэток примерно 150 тыс. рублей. Статуэтка, представленная в музее, очень хорошая – нет ни сколов, ни трещин. Посылать такую вещь транспортной компанией нельзя – это просто деньги на ветер. Риск того, что придёт повреждённой, почти стопроцентный. Транспортные компании не предназначены для перевозки музейных экспонатов, а эта статуэтка, вне всяких сомнений, музейный экспонат. У неё сложная форма, очень много перегибов и тонких мест, которые, безусловно, являются слабыми местами при транспортировке.

Вставал вопрос, как доставить экспонат в Полевской. Отдельную машину немыслимо посылать за ней. Женщина, что продавала статуэтку, живёт в Подмосковье. Хозяйка ей досталась от бабушки, как это часто водится, и долгое время стояла на даче. Поскольку автор проекта «Малахитовая шкатулка» Александр Федосов часто бывает в командировках в Москве, то в один из визитов решено было и забрать шедевр для музея. Продавец должен был её упаковать, фигурка достаточно тяжёлая, и передать покупателю.

И вот командировка. Обещанный звонок: «Я в Москве». Предвкушение. А в ответ – неопределённые обстоятельства: то заболела, то машина сломалась, то в отъезде. И так всю неделю. Полный мистицизм. Неделя пролетела. Остался последний день, он же день отлёта. Такси мчит к станции метро. В кармане билет на аэроэкспресс. И опять вмешиваются обстоятельства. Продавец только выехала из дома. Вовремя прибыть на встречу не может. Билет на самолёт подгоняет принимать решение. Удача в том, что Домодедово в той же стороне, что и Хозяйка. Аэроэкспресс летит в аэропорт. Оттуда нужно ещё протопать пешком несколько километров до трассы. А с трассы по ориентирам найти за 10 минут продавца антиквариата. Некогда. Время поджимает.

И вот долгожданная встреча. И новый шок. Почти торжественно достали из машины коробку с Хозяйкой и на вытянутых руках вручили покупателю. Руки не поднялись сразу взять. Коробка была огромной. В середине вырезана дыра, из которой торчало полтуловища Хозяйки, обмотанной мешком. Ужас. Как с этим в самолёт? Никак. На рейс не регистрируют. Габариты не подходят под параметры ручной клади. Отдельных билетов на рейс нет. Выбор не прост. Либо оставаться в аэропорту с Хозяйкой, ждать следующего рейса и пустить по ветру свой билет на самолёт. Либо остаться без Хозяйки, которая никак не может попасть в Полевской. Упаковщик чемоданов! Вот решение. Коробка разорвана руками. И вот уже упаковщик обматывает её багажной лентой. Не пожалел плёнки и укатал так, что получился шар. Шар этот не лез ни в один досматривающий аппарат. Пришлось вместе с ним идти в кабинку. Просветили со всех сторон и наконец-то пропустили. В самолёт покупатель и статуэтка всё-таки пробрались и улетели. Теперь она в полевском музее.

Картина «Хозяйка Медной горы» полностью сделана из камня. Это самый последний приобретённый экспонат. Он ещё не выставлен в музее. Она приехала к нам из Старого Оскола, буквально через всю страну, неделю назад. Путешествовать пришлось в кабине большегруза. Причина проста – вес картины более 20 кг. Изготовлена она в технике русской мозаики из поделочных и полудрагоценных камней: мрамор, яшма, лазурит, офит, змеевик, офикальцит, оникс, амазонит, листвинит, агат, малахит, флюорит, чароит, халцедон, цитрин, кварцит, гранат, фионит, сердолик, лунный камень. Транспортировка каменной картины – дело тонкое и непростое. Нашлись знакомые знакомых, которые согласились взять нашу волшебницу себе в кабину и, жертвуя сном и отдыхом, доставили её в Полевской.

27 января глава Полевского Константин Поспелов в прямом эфире телемарафона “Бажов – наш!” снял покрывало с картины и представил её широкой публике. Теперь этот шедевр может увидеть любой посетитель “Малахитовой шкатулки”

Техника русской мозаики характеризуется тем, что пластинками ценного поделочного камня как бы оклеивают основу из дешёвого прочного камня. Пластинки для набора нарезают обычно из малахита и тщательно подбирают их по цвету и рисунку, в результате изделие выглядит так, словно его вырезали из целого камня.

Отличие русской мозаики от классической и флорентийской состоит также в том, что она выполняется не только на плоском основании, но и на криволинейных поверхностях. Кроме малахита применяли также агат, лазурит, яшму, орлец и другие породы камня с красивым рисунком, которые находят применение и в наши дни как при украшении небольших изделий (письменных приборов, столешниц, шкатулок и т. п.), так и для декоративной отделки помещений. Основой для облицовки русской мозаикой служат камень, гипс, асбестоцемент, а также дерево и другие материалы.

Статуэтка “Танюшка”. Эта статуэтка ещё очень хорошо сохранилась. Самая первая фигурка Танюшки, которую приобрели для музея, исполнена в гипсе. У неё не было лица совсем, фрагменты одежды стёрты или утрачены. Над глубокой реставрацией или, скорее, восстановлением статуэтки трудился Виктор Сашников (о работе этого мастера читайте здесь). Лицо Танюшки восстанавливал по ретрофотографии. Танюшка, что на фото, тоже будет отреставрирована в оригинальном цвете. Это образчик Кунгурского фарфорового завода. Басыровская серия.

Статуэтки Хозяйки Медной горы часто встречаются, Танюшек не так много, проблематично найти в сохранности. На удивление, Данила-мастер встречается ещё реже. А фигурки Степана и Катерины – крайне ограниченный выпуск.

Если вы придёте на экскурсию в музей, то услышите торжественные звуки музыки Сергея Прокофьева, которая как нельзя лучше отождествляется со всей коллекцией по мотивам уральских сказов, собранной в музее.

Александр Федосов, автор проекта «Малахитовая шкатулка»: – Музейная вещь, редкий экземпляр. Работы выдающихся скульпторов-фарфористов, в том числе Петра Михайловича Кожина. Хозяйка Медной горы, Данила мастер, Танюшка, Степан – все они имеют полевскую прописку. Только представьте себе, лучшие художники страны, режиссёры, фотографы, скульпторы воплощали в своих творческих фантазиях полевчан. Это факт. И он удивляет. Вы не найдёте на карте России ещё одного такого города, где лица жителей и их судьбы знает вся страна, а мастера воплощают полевчан в камне, гипсе, фарфоре и масле. Мы сами не осознаём, какое мы достояние. Ведь созданное и Бажовым, и тем же Кожиным – бессмертно. Полевчане – во всех музеях страны и в доме каждого советского человека. Это про нас, это про Полевской. Это ли не круто?! Это может воодушевлять!

Татьяна Чайковская