Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

«Меня без маски и перчаток пустят? – спросил первый после долгого карантина посетитель музея «Малахитовая шкатулка», – ага, вон девушка тоже без маски. Значит, можно». Подошёл ближе и понял – можно только ей, причём, всё. Она сама здесь диктует условия. Хозяйка Медной горы сейчас глаза в глаза встречает всех гостей музея «Малахитовая шкатулка» – это уже не фарфоровая изящная статуэтка, а красавица-кукла ростом 180 сантиметров. Общение на равных, взгляд прямой, бескомпромиссный, разве что к детям чуть снисходительный, с высоты зрелости и могущества. Зеленоглазая брюнетка, скуластая, серьёзная и, вопреки ожиданиям, не модельной внешности. Вместо привычного гламура – аутентичные украшения женщин финно-угорских племён далёкой домонгольской эпохи. Такой представила Хозяйку Медной горы художница из Иркутска Алёна Абрамова. Чёткого руководства или, как говорят, «пожеланий от заказчика» она не получала – была полная творческая свобода.

Хозяйка Медной горы сейчас глаза в глаза встречает всех гостей музея «Малахитовая шкатулка» – это красавица-кукла ростом 180 см. Общение на равных, взгляд прямой, бескомпромиссный, разве что к детям чуть снисходительный, с высоты зрелости и могущества. Зеленоглазая брюнетка, скуластая, серьёзная и, вопреки ожиданиям, не модельной внешности…

Алёна Абрамова, мастер кукол, член Союза художников иконописи России: – Несмотря на то, что Хозяйка Медной горы – персонаж со сложным характером, мистический, мы нашли с ней общий язык, кукла помогала себя делать в процессе работы, подсказывала. Удивительно, но с работой, например, над образом Людмилы Гурченко не сравнить – изготавливая куклу актрисы, меня потряхивало, а профессиональный парикмахер пять часов делал ей причёску. Такое в творчестве бывает, надо «поймать образ». Я понимала, что Хозяйка – это женщина в возрасте, и современной модельной внешности у неё быть не может – тип другой. Лицо не европейское, скорее, финно-угорских, мордовских корней. Костюм соответствующий, с национальными элементами. Звенящий. Как говорит мордва, «нашу женщину сначала слышно, а уж потом видно». Результат мне понравился. Хозяйке – тоже.

На кукле аутентичные украшения женщин финно-угорских племён домонгольской эпохи. Шумящие подвески национального костюма призваны отгонять злых духов. Оформление ручной работы. В нём использованы бисер, пайетки, стразы, кружево, финифть, натуральный камень
Этими украшениями домонгольского периода вдохновлялась Алена Абрамова, создавая костюм Хозяйки Медной горы

Всегда любопытно сравнить, как по-разному художники видят один литературный образ, написанный мастером слова. В ближайшие выходные в город прибудет ещё одна суперхозяйка (рост куклы 174 сантиметра) в исполнении уже известной полевчанам художницы Елены Старыгиной из Кирова (Елена сделала для музея «Малахитовая шкатулка» аутентичный образ Павла Бажова). Хозяйка собирается в дорогу, фотографию уже выслала, чтобы не обознались – вдруг и на этот раз будем искать глазами «подиумную диву».

Елена Старыгина, мастер кукол, член Союза художников декоративно-прикладного искусства России: – Над образом Павла Бажова работать было, безусловно, легче – есть фотографии. С Хозяйкой – сплошное творчество, в том числе и её. Лицо пришлось переделывать несколько раз – может быть, по её указке. Хотелось, чтобы взгляд передавал отношение к Даниле-мастеру и настроение – не игривое, не гламурное, а серьёзное. Она не хочет отпускать Данилу, но понимает, что его сердце ей не принадлежит. В процессе работы даже стихи родились.

Каменная девка

В малахитовой тихой стране,
Горы где да в чащобах малина,
Где паук по тончайшей струне
По крупинкам несёт турмалины,

Поживала Хозяйка горы.
Раскрасавица. Камни ей други.
«Незаметна она до поры.
И опасна», – шептались в округе.

А она среди злата и руд
Всё мечтала о Мастере пламенном…
Чтоб талант – необычен и крут,
Чтоб цветком одарил её каменным…

И она восхищалась бы им,
Ему речи глаголила плавные,
А в пещерах чтоб было двоим
Хорошо. Чтоб – они только главные.

И шептала б ему: «Посмотри
на богатства такие несметные.
Ты доволен? А ну, говори!
Для других-то они незаметные.

От меня не пытайся бежать,
Одарю серебром-малахитами.
Если будешь меня ублажать,
День украшу цветными софитами.

Коль сваяешь мне каменный цвет –
Навсегда своим мастером сделаю.
Меня краше на свете-то нет,
Полюбуйся на кожу на белую.

И забудь о земной красоте,
Посмотри на богатства на славные.
Угождай только мне. Только мне!
И увидишь, что в жизни я – главная!

Не пущу, не пущу, не пущу,
Горы сдвину стеною могучею.
А уйдёшь, загрущу, загрущу.
Поднимусь над горами я тучею.

Что сказал? Я тебе не нужна?
Что? Невеста есть в сердце прекрасная?
Неужель не кажусь я нежна?
Неужель чародейство напрасное?

Ну, конечно… Что с каменной взять?
Отпускаю. На что мне надеяться?
Не кручинься – одна я опять…
Разве каменной девке что сдеется*!»

В малахитовой тихой стране,
Горы где да в чащобах малина,
Где паук по тончайшей струне
По крупинкам несёт турмалины,

Поживала Хозяйка горы.
Раскрасавица. Камни ей други.
«Незаметна она до поры.
И опасна», – шептались в округе.

  • сделается (устар.)
Все элементы костюма выполнены вручную с использованием стекляруса, бисера, кожи, кружева, пайеток
Экспонат оформлен натуральными камнями: яшма, турмалин, агат, малахит и др. Корона на ящерице – серебро с позолотой