Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

В Полевской «приплыл» экспонат для нового музея «Малахитовая шкатулка»

В Полевской со всех концов России, от Калининграда до Мурманска, и даже из-за рубежа съезжаются редкие вещи – экспонаты нового музея «Малахитовая шкатулка». Это изделия народных промыслов, декоративно-прикладного искусства вековой, полувековой давности и современных школ литья, резьбы, росписи, посвящённые творчеству Павла Бажова. Большинство созданы с виртуозным мастерством, есть даже чудом сохранившиеся редкости и изделия, выполненные в единственном экземпляре.

В сентябре в Полевской приплыла, как и положено ей по жанру, большая трёхлитровая бутыль с ценным посланием – малахитовой шкатулкой, непонятно каким образом попавшей в сосуд с узким горлышком. Приплыла бутыль по воздуху, в бережных руках. Причём, курьер, доставивший из Москвы экспонат, заявил, что самолёт, будто чувствуя на борту ценность, приземлился невиданно легко: «Сел как в масло. На своем веку я такого не помню». Как узнала «Рабочая правда», мистические события сопровождали и сам процесс изготовления шкатулки – на то она и бажовская!

Всеволод Гладилин: – Перед тем как приступить к работе, я прочитал сказы и понял, что надо обязательно внести в изделие какой-то элемент быта заводского рабочего. Поначалу стол, на котором стоит шкатулка, решил оставить грубоватым, крестьянским, но увидел, что получается сильный диссонанс с изделием – дерево пришлось проморить. А вот горлышко бутылки я обернул рогожной верёвкой – бечёвкой. По-моему, получилось очень гармонично, да и стилистически правильно

Впечатлениями от работы с нами поделился известный мастер-моделист, миниатюрист Всеволод Гладилин (г. Москва):

– Малахитовая шкатулка для вашего полевского музея на данный момент – одна из самых сложных работ в моей практике. Недавно я сделал модель церкви Покрова Божьей матери – количество деталей было такое же, как у малахитовой шкатулки. И заметил я необычную вещь: в процессе работы использую много инструментов, штук пятнадцать одновременно. Причём, менять их надо быстро, успевать, пока не высох клей. Обычно на это уходит много времени. Делая полевскую шкатулку, инструменты будто сами шли в руки – не глядя, я брал из кучи именно тот, который в данный момент необходим. Мистика? А может, молитва помогла? Я человек верующий и перед работой читал молитву «На начало всякого дела». Думаю, поэтому малахитовая шкатулка была сделана на одном дыхании. Конечно, и вдохновение в плюс – я благодарен организаторам полевского музея за редкую идею, за возможность сделать необычную вещь и близко познакомиться с творчеством Павла Бажова. Жена была потрясена работой, сказала: «Царская вещь!» А мистика в шкатулке безусловно есть – мистика красоты.

Это детали малахитовой шкатулки, которую мастер собирал через 25-миллиметровое горлышко бутылки.
Всеволод Гладилин всегда сердится, когда его подозревают в обмане:
– Бутылки я заказываю бесшовные, в одном месте – на стекольном заводе во Владимирской области. Это цельный пузырь. Заводской шов запечённый – его видно. И сосуд я не распиливаю. Пусть поищут стык – его внутри не зашлифуешь!

СПРАВКА

Всеволод Гладилин, по специальности морской инженер, больше 20 лет создаёт модели парусников, делает модели техники в бутылках, в основном это корабли, вертолёты, ракеты. Его изделия хранятся в 55 странах мира, у коллекционеров Германии, США, Швейцарии. Имеет награды Российского государственного военного историко-культурного центра при правительстве РФ, Министерства обороны России. Работы Гладилина взяты на госхранение в Тульский государственный музей.

Техника создания моделей в бутылках – одна из самых сложных, процесс сбора мелких деталей через горлышко цельно отлитой бутылки очень трудоёмкий.

На создание одного экспоната у мастера уходит несколько недель ежедневного труда. Малахитовая шкатулка в бутылке создавалась два месяца.

Ирина Владимирова

Фото Ивана Захарова (шкатулка в сборе), из архива Всеволода Гладилина